Но вот ныне настало время, когда Господь благоволил явить славу Свою ученикам, “якоже можаху”. А сие было невозможно иначе, как приобщив и самих учеников к славе сей. И действительно, трое учеников на Фаворе испытали необыкновенное состояние вдохновения и радости неизреченной. И увидели они славу Божию, подобно тому, как и Моисей на горе Синай. И как тогда Моисей просиял от славы Божией так, что он носил покрывало на лице, так и на Фаворе ученики просияли славой Божией, чтобы увериться им в Божестве Господа своего Иисуса. Однако в момент страданий Его эта уверенность могла в них поколебаться. Слишком несообразны по понятию человеческому слава и страдания. И вот, чтобы еще более укрепить их веру в Свою силу, Христос вызывает из ада Моисея и с неба Илию. И беседует с ними при учениках о Своем исходе, то есть о страданиях, ожидающих Его. Эти два высших авторитета, Моисей и Илия, должны были подтвердить Его славу, раз Ему подчинены и сфера смерти, и ад, и небесные обители.
Но и этого мало; свидетелем Божественного происхождения Иисуса является Сам Отец, издающий из облака Свой глас: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте”. Выше этого Откровения уже не могло быть. И ученики были глубоко потрясены всем виденным и слышанным, как о сем свидетельствует Петр, — не зная уже, что и говорить, видя все это дивное и славное, — только желая одного, не расставаться с таким блаженным состоянием, почему и просит построить три палатки для трех собеседников — Иисуса, Моисея и Илии.
Но что произошло потом? Когда настали страдания Христовы, — и эти избраннейшие ученики впали в искушение, разве только кроме одного Иоанна, который с Божией Материю один из всех учеников был у Креста. Но если только и один, то и тогда слава Преображения не напрасно была явлена ученикам, а Иоанн был удостоен того, что ему была поручена Божия Матерь и в лице его Ей был усыновлен весь род человеческий.
Что же отсюда нам надо вывести? То, что и все мы призываемся приобщиться славы Христовой, преобразиться вместе с Ним, как преобразились, просияли тогда ученики. Фаворский свет доступен каждому христианину. Но вот мы видим, как мало мы к этому стремимся. Как тогда ученики с большим трудом распознавали в Нем Божественную славу, так и мы, по маловерию и косности своей, удаляем себя от лицезрения и восприятия Его Божественной силы. Ныне праздник Преображения как бы призывает нас войти к Нему на гору Фаворскую и насладиться общением с Ним и со святыми, уже просиявшими Фаворским светом, как Моисей и Илия. Огненная колесница, на которой восхищен был Илия от земли на небо, был тоже Божественный свет, подобный Фаворскому, почему Илия и мог явиться ко Христу на Фаворе, как и Моисей, просиявший все тем же светом. И после Фавора Моисей снова сошел во ад на лоно Авраамово, где находились все умершие до пришествия Христова, и там он поведал о пришествии Бога на землю и о предстоящих Ему страданиях, смерти и сошествии во ад. Эта весть в аду принята была, конечно, с неописуемым ликованием: там страшнее жизнь и напряженнее ожидание освобождения, поэтому в аду люди лучше были приготовлены ко встрече Христа, чем на земле — к рождению Его, когда, как мы знаем, кроме волхвов и пастухов никто не явился для поклонения Ему, хотя весь Иерусалим узнал от волхвов о Его рождении.
Возжаждем же и мы восприять Божественную славу от Христа, дабы не надо было побуждать нас к тому созданием на земле адских условий жизни, как ныне скорбями и войнами возбуждает нас Господь ко спасению. Дерзнем поверить, что путь в Царство Небесное для всех нас один — через приобщение к славе Христовой. И средство к этому одно — очищение от грехов и напряженное искание сей славы. Сегодня время благоприятное для спасения. Сегодня гора Фавор открыта для каждого, — взойдем же, пока не поздно: наступит момент, когда тот же Божественный огонь будет уже не обожать нас, а палить нестерпимой мукой, огнем геенским. Придет день, когда потечет огненная река и сожжет на своем пути все плевелы людские. Выбирай сегодня каждый: огонь любви Божией или огонь попаляющего гнева Его. Среднего нет. Господь приглашает тебя сегодня устами апостола Петра построить три палатки на Фаворе. Но тогда Петр не знал — для кого. Для себя он не осмеливался мечтать. Но ты знай, что одна палатка готова на Фаворе для тебя, а другая для Христа, а третья — для ближнего твоего. Не забудь прежде примириться с ним и взять его с собою. Зажги сегодня Фаворский свет в душе своей и не гаси его неверием, небрежением и грехами. Это путеводная звезда твоя — вифлеемская, — которая наверное приведет тебя в Царствие Небесное.