Пророк Самуил *Митрополит Антоний Сурожский*
2 сентября мы празднуем день пророка Самуила. Он стоит на грани двух
решающих эпох в истории не только израильского народа, но и человечества. До
него израильский народ признавал *единственным *своим Господом, единственным
хозяином своей судьбы Бога. Правили на земле святые: патриархи -- Авраам,
Исаак, Иаков; правили Божии избранники -- Моисей, Иисус Навин; правили судьи
-- Самуил.
У всех у них одно было общее: это были люди духа, которые в молитве и в
праведности общались с Богом и были как бы проводниками Его воли. Один из
пророков говорит, что пророк -- это человек, с которым Бог делится Своими
мыслями. И эти Божии мысли пророки провозглашали, а израильский народ --
сколько умел, сколько хватало веры, силы, мудрости -- им подчинялся. И пути
Божии были своеобразны; не напрасно Исаия пророк говорит: Мои пути -- не ваши
пути, и Мои мысли -- не ваши мысли, но как мысли Мои выше мыслей ваших, так и
пути Мои выше путей ваших...
И вот, при жизни пророка Самуила случился трагический переворот: это был
момент, когда заколебалась, захирела вера израильского народа. Они
оглянулись и увидели, что не виден им наследник для Самуила; и перед ними
встал вопрос: а что будет, когда он умрет?. И вместо того, чтобы довериться
Богу, как доверялись Ему предки их, они решили, что быть под водительством
Божиим -- страшно; никогда не знаешь, куда поведет Господь; Он же и Аврааму
говорил: Встань, покинь свою землю, оставь свой народ и пойди туда, куда Я
тебя поведу... И Моисею Он велел поднять израильский народ из Египта и
повести его в землю обетованную -- то есть в ту землю, которую им
*обещает*Господь, не указывая, ни где она, ни какова она, требуя Себе
доверия...
Слишком стало страшно жить только доверием, захотелось уверенности,
обеспеченности.
И израильтяне обратились к Самуилу с требованием: Поставь нам царя, чтобы
нам быть, как все прочие народы... Это первое отречение Израиля от
самодержавия Божия; впервые Израиль потребовал, чтобы ему стать "как все" --
то есть, отрекся от того, чтобы быть единственным, ни на какой народ не
похожим. И Самуил обратился к Богу с молитвой, что ему делать. И ответ Божий
был таков: Не тебя они отвергли, а Меня; предупреди их о том, что это будет
значить; и если они все-таки захотят стать *одним из* народов вместо того,
чтобы быть Народом Божиим, в исключительном смысле слова, если они
согласятся быть подвластными земному царю вместо того, чтобы быть водимыми
Царем Небесным, -- дай им царя...
И так и случилось: Израиль потребовал себе царя, и царем был поставлен Саул.
Это первый поворотный момент в отступлении Израиля. Это отступление от Бога
как от единственного содержания их жизни, как от единственного их вождя и
Господа было завершено много столетий спустя, когда перед судилищем Пилата,
перед лицом Спасителя Христа израильский народ, под водительством своих
первосвященников и старцев, заявил: Нет у нас царя, кроме кесаря... Таким
образом, израильтяне не только отреклись от непосредственного водительства
Божия, не только потребовали быть *одним из* народов, но согласились уже не
быть и *народом,* а раствориться в Римской империи как одна из составных
частей, ничем не отличная от других.
Вот чем имя пророка Самуила так значительно в истории еврейского народа, вот
почему он стоит перед Богом, в *ужасе,* и почему *ужас *Самуила должен быть
для нас образцом и призывом. Аминь.
(Сентябрь 1981 г.)